Подготовка
педагогов к реализации инклюзивного образования
в системе повышения квалификации: компетентностный
подход
Т.М. Сорочан
Одной
из гуманных тенденций развития современного общества является признание права
человека, не зависимо от уровня его физического и интеллектуального развития,
получить доступное и качественное образование. Ребенок в контексте инклюзивного
образования может быть самим собой, не стесняться физиологических, психических,
интеллектуальных, творческих особенностей проявления своей индивидуальности и
не ощущать в этой связи ограничений в обучении и воспитании. Эта идея, вне
всякого сомнения, консолидирует педагогов многих стран, делает актуальными
поиски технологий, способных реализовать данные концептуальные подходы в
практике образования.
Одним
из ведущих факторов, от которых зависит воплощение инклюзивного образования в
практику, является соответствующая компетентность педагогов. В данной статье мы
рассмотрим вопросы, связанные с подготовкой педагогов к реализации инклюзивного
образования в системе повышения квалификации.
Отметим
известный факт: после 5 лет обучения и овладения профессией в высшем учебном
заведении педагоги работают в течение 40 – 50 лет. За такой промежуток времени
кардинально меняется общество, технологии, а иногда сменяются эпохи. Так, подавляющее
большинство работающих учителей в силу объективных причин не получили
необходимой подготовки в сфере инклюзивного образования.
Для
того, чтобы инклюзивное образование было понято, принято и технологически
освоено педагогами, в системе повышения квалификации у них должны быть
сформированы соответствующие компетентности.
Принятие
компетентностного подхода как методологии современного образования обусловлено
противоречием между необходимостью обеспечить качество образования и
невозможностью решить эту проблему традиционным путем за счет увеличения объема
учебной информации. Система образования при таком подходе анализируется с
учетом реальной готовности человека применить знания в разных сферах
жизнедеятельности, в том числе – образовательной и профессиональной. Это четко
проявляется именно с точки зрения актуальности инклюзивного образования.
Процесс
профессионального развития педагогов в системе повышения квалификации
рассматривается как непрерывный и последовательный, создающий предпосылки для
удовлетворения как образовательных потребностей личности, так и социального
заказа на качественную подготовку компетентного специалиста.
Известно,
что сейчас высшее образование ориентировано на классическую университетскую
модель, на формирование фундаментальных ключевых и профессиональных
компетентностей, образующих основу обучения и профессионального развития
личности на протяжении жизни. Подготовку будущего учителя в системе
университетского образования мы рассматриваем как период его профессионального
становления, профессионализации. Для университетского образования приоритетными
являются общекультурная, социокультурная, гражданская, коммуникативная,
информационная и другие компетентности, обеспечивающие его фундаментальность. В
системе высшего образования формируется также совокупность профессиональных и
специальных компетентностей. Однако профессиональная деятельность после
окончания университета предопределяет необходимость ориентации последипломного
образования, повышения квалификации на практические задачи, среди которых
находится и готовность к реализации инклюзивного образования.
Во
время уже непосредственно работы в школе профессиональное развитие учителей,
понимаемое нами как рост количественных и качественных показателей уже
сформированных компетентностей, а также овладение новыми компетентностями,
востребованными образовательной практикой, обеспечивает система последипломного
образования и повышения квалификации.
В
этом контексте нами разработана и апробирована структурно-функциональная модель
системы профессионального развития педагогов в последипломном образовании. Она
основана на идее преемственности между подготовкой специалистов в системе
высшего и последипломного образования, а в самой системе последипломного
образования – между курсами повышения квалификации и другими формами
профессионального развития в межкурсовой период, подчиненными общей цели,
объединенными содержательно и структурно в андрагогический цикл.
По
результатам исследования сделаны выводы, которые могут быть положены в основу
подготовки педагогов к реализации инклюзивного образования.
Принципами подготовки
педагогов к реализации инклюзивного образования мы считаем целостность,
системность, практическую направленность, свободный выбор содержания и форм
профессионального развития педагогическими работниками на основе вариативности
и дифференциации, оптимальность, результативность.
Андрагогический
цикл – смысловое и структурное сочетание курсов повышения квалификации и
межкурсового периода, которое обеспечивает развитие у учителей определенной
компетентности, востребованной образовательной практикой, в данном случае –
готовности к реализации инклюзивного образования.
Профессиональное
развитие – процесс овладения педагогами новыми знаниями,
умениями, методиками, технологиями в сфере профессиональной деятельности, в том
числе – инклюзивного образования, на основе культурных, гуманистических и
демократических ценностей, приобретения новых компетентностей, что
характеризуется позитивной динамикой показателей профессионализма личности и
деятельности.
Профессионализм – совокупность
компетентностей, формирующихся в системе университетского образования,
развивающихся в системе последипломного педагогического образования на основе
культурных, гуманистических и демократических ценностей и позволяющих субъекту
(педагогу) осуществлять профессиональную деятельность в современных
социально-экономических условиях, применять их с целью повышения качества
образования и фасилитации личностного развития учеников.
Мы
считаем, что профессионализм является
интегрированным образованием, сочетанием компетентностей. Среди них
выделяются базовые, ключевые компетентности, основы которых закладываются еще
во время обучения в школе. В системе высшего образования они развиваются,
усложняются и создают предпосылки для формирования и развития профессиональных
и специальных компетентностей. Совокупность профессиональных компетентностей
является основой овладения профессией педагога в целом, а профессиональные
компетентности – основой готовности к преподаванию предмета, деятельности
классного руководителя, реализации инклюзивного образования и других задач
педагогической деятельности.
Педагогическая
профессия, как и любая другая, предполагает наличие определенного поля
полномочий человека. Именно в нем учитель компетентен действовать, то есть
существуют пределы его компетенции как объема полномочий.
Для того чтобы быть реализованными в деятельности, полномочия (в этом смысле –
компетенции) должны быть обеспечены сформированными у учителя компетентностями, то есть, возможностью,
подготовленностью к осуществлению определенных направлений профессиональной
деятельности. Это один из аргументов, подтверждающих взаимосвязь понятий
«компетентности» и «профессионализм». Очевидно, что чем более развиты
компетентности, тем профессиональная деятельность выполняется на более высоком
уровне, что является одним из фундаментальных признаков профессионализма.
Последипломное
образование с позиций компетентностного подхода рассматривается нами как более
специализированное и дифференцированное по сравнению с высшим образованием.
Аргументируем это тем, что в университете будущие учителя получают
фундаментальное образование, которое потом становится основой непрерывного
обучения на протяжении жизни, профессионального развития с учетом типа учебного
заведения, где работает учитель, особенностей учебных планов и программ для
разных учебных заведений, в том числе, рассчитанных на реализацию инклюзивного
образования.
Для того, чтобы выделить компетентности, которые
должны развиваться в последипломном образовании, следует определить компетенцию
профессиональной педагогической деятельности учителя, ведь чтобы действовать
компетентно, нужно иметь соответствующую сформированную компетентность.
Известно, что компетенция учителя включает много аспектов, потому и описано в
научных трудах большое количество компетентностей. Компетенции изменяются в
соответствии с новыми приоритетами образования, следовательно, изменяются
характеристики профессионализма специалиста. Так, современные педагоги получили
новые полномочия в сфере своей профессии, связанные с реализацией инклюзивного
образования, значит, в системе повышения квалификации они должны пробрести
компетентности, которые обеспечивают готовность к нему.
Мы придерживаемся мнения, что слишком разветвленная
система компетентностей, выделение слишком «узких» компетентностей может быть
оправдано для сугубо научных исследований этого феномена. Однако для практики
последипломного образования, для обеспечения целенаправленного развития
компетентностей следует подать их обобщенную структуру и характеристику.
Учитывая, что для системы высшего образования компетентности будущего
учителя достаточно обоснованы, наше экспериментальное исследование позволило
сфокусировать внимание на следующей совокупности компетентностей, подлежащих
развитию в системе последипломного педагогического образования.
компетентности
|
ценности
|
знания
|
умения
|
методологическая
|
личность ребенка, научные знания
относительно его физиологии, психологии, развития, обучения и воспитания
|
философия современного образования;
сущность теоретических понятий в области педагогики и смежных отраслей
гуманитарных наук; государственные документы относительно образования;
образовательные концепции, программы
|
обосновывать выбор содержания и
методов педагогической деятельности, вести научно-педагогическое исследование
|
правовая
|
гражданское общество, права и свободы
человека; чувство собственного достоинства; права ребенка; личность,
способная противостоять негативным влияниям окружающей среды; правовая защита
ребенка, учителя, всех участников, учебно-воспитательного процесса
|
нормативно правовые акты в области
ювенальной юстиции и образования
|
формировать у учеников правовое
сознание, гражданскую позицию, общественную активность
|
коммуникативная
|
общение как профессиональная
деятельность
|
социальная педагогика; культура речи
|
вести диалог, учить этому учеников;
достигать педагогического результата во взаимодействии и общении
|
профессионально-педагогическая
|
деятельность по обучению и воспитанию
молодежи; качество образования
|
педагогика как отрасль научного
знания, педагогическая этика
|
осуществлять педагогическую
деятельность как профессиональную, обеспечивать современное качество
образования
|
психолого-фасилитативная
|
физическое, психическое и нравственное
здоровье ребенка; творческое развитие личности; индивидуальность ребенка
|
общая, педагогическая, возрастная,
социальная психология, психология творчества
|
создавать условия для творческого
развития личности; обеспечивать индивидуализацию учебно-воспитательного
процесса
|
дидактическая
|
знания, обучение на протяжении всей
жизни
|
общая теория познания; закономерности
дидактики; технологии формирования общеучебных компетентностей у учеников
|
формировать умение учиться;
организовывать познавательную деятельность учеников на основе закономерностей
дидактики; измерять и анализировать учебные достижения учеников; мотивировать
познавательную активность; развивать познавательные интересы
|
воспитательная
|
социализированная, физически здоровая
личность, способная к самореализации и творчеству в разных областях жизни, к
нравственному поступку; воспитательный идеал
|
концепции и программы воспитания;
технологии, методики, методы воспитания и социализации; методики диагностики
воспитанности учеников, определение результатов воспитания; методы коррекции
негативного поведения и личностных качеств
|
организовывать разные виды
деятельности учеников с воспитательной целью; обеспечивать согласованное
действие разных факторов социализации и воспитания учеников; привлекать
учеников к общественно полезной и личностно развивающей деятельности;
мотивировать к моральному поступку; устанавливать результаты воспитания;
диагностировать и корректировать негативные проявления личности ребенка;
формировать готовность к самовоспитанию
|
информационная
|
жизнь человека в информационном
обществе
|
закономерности работы с информацией
|
использовать информационные технологии
в учебно-воспитательном процессе
|
предметно-научная
|
научная картина мира; научность
содержания образования; интерес к определенной области знаний; эрудиция
учеников
|
содержание предмета как отрасли науки
и смежных наук
|
использовать содержание предмета для
развития личности ученика, реализовывать воспитательный потенциал содержания
образования; обучать учеников основам научных исследований
|
методическая
|
рациональное, педагогически
целесообразное научное познание мира
|
закономерности, технологии, методики,
методы преподавания и обучения конкретного предмета; частичные методики
|
подбирать технологии, методики, методы
обучения; обеспечивать профилирование, дифференциацию, индивидуализацию
учебно-воспитательного процесса; осуществлять оценивание учебных достижений
учеников; формировать у учеников навыки самообразования; использовать лучший
педагогический опыт; обобщать собственный педагогический опыт
|
Несомненно,
каждая из представленных компетентностей может и должна быть рассмотрена с
позиций реализации инклюзивного образования. Названные компетентности,
выделенные в их структуре ценности, знания и умения, положены нами в основу
образовательных программ повышения квалификации педагогов для реализации
инклюзивного образования. Развитие профессиональных и специальных
компетентностей в системе повышения квалификации происходит по определенной технологии, которая предусматривает
такие основные этапы:
Ø входное
диагностирование уровня развития компетентности в реализации инклюзивного
образования;
Ø обучение (на
курсах повышения квалификации, или с использованием кратковременных форм
обучения – семинаров, тренингов, мастер-классов и других);
Ø участие в роботе
методических объединений;
Ø самообразование;
Ø итоговое
диагностирование уровня готовности к реализации инклюзивного образования,
рефлексия.
Разработанная
модель результативна при соблюдении следующих важных условий. Первое. Профессиональное
развитие учителей в системе последипломного образования должно обеспечиваться
преемственностью курсов повышения квалификации и межкурсового периода, то есть,
быть непрерывным. Второе. Необходимо взаимодействие всех субъектов последипломного
педагогического образования: университета, областного института последипломного
педагогического образования, методических кабинетов и методических объединений.
Для обеспечения этих условий в Луганском национальном университете имени Тараса
Шевченко создан Университетский образовательный округ. Одним из важнейших
направлений его деятельности является подготовка педагогов в системе повышения
квалификации к реализации инклюзивного образования.
Инновационным
направлением обеспечения профессионального развития учителей являются проекты
профессионального развития. Проекты профессионального развития
педагогов – это специально созданная развивающая профессиональная среда,
направленная на обеспечение непрерывного образования в межкурсовой период. В
проекте профессионального развития готовятся и сертифицируются специалисты для
проведения тренингов, консультанты, тьюторы, которые потом в методических
объединениях непосредственно взаимодействуют с педагогами в процессе
формирования необходимых для реализации инклюзивного образования компетентностей.
В такой системе постоянно действует важный канал влияния университета на
развитие профессионализма педагогов.
Таким
образом, продвижение к обществу знаний, глобализация современного мира предопределяют
новые требования к профессионализму педагогов, усиливая необходимость овладения
компетентностями, связанными с осуществлением профессиональной педагогической
деятельности на гуманных, демократических принципах, реализацией инклюзивного образования,
стремительным распространением информационных технологий. Практика инклюзивного
образования также выдвигает к профессионализму педагогов ряд требований,
которые конкретизируются в развитии компетентностей. В свою очередь высокий
уровень развития профессионализма педагогических кадров является основой
обеспечения современного уровня качества образования, востребованного обществом
и государством.
Немає коментарів:
Дописати коментар